Должник по ипотечному кредиту умер. Наследником (унаследовал заложенную квартиру по кредитному договору) совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. В соответствии со ст. 1175 ГК РФ каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. В случае смерти заемщика по ипотечному кредиту к наследникам переходит долг умершего по возврату оставшейся суммы кредита на условиях, установленных кредитным договором, а именно по оплате ежемесячных аннуитетных платежей, состоящих из суммы основного долга и процентов.
У наследника отсутствует обязанность по включению его в состав заемщиков по кредитному договору. Судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство по взысканию денежной задолженности и обращению взыскания на заложенное имущество.
Учитывается ли помимо суммы в счет уплаты основного долга сумма процентов в составе ежемесячного аннуитетного платежа для подсчета предела ответственности наследника, унаследовавшего заложенную квартиру, по кредитному договору, установленного стоимостью унаследованного имущества, так как на момент смерти заемщика оснований для начисления процентов за будущие аннуитетные платежи нет и по факту имеется только невыплаченная сумма основного долга?
Если сумма выплачиваемых процентов в составе аннуитетного платежа учитывается для подсчета предела ответственности наследника по кредитному договору, будет ли достижение наследниками данного предела являться основанием для прекращения кредитного договора невозможностью его исполнения, обязывающим кредитора прекратить ипотеку?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Наследник, принявший наследство, в долговом обязательстве занимает место должника и отвечает перед кредитором в полном объеме. Однако его ответственность ограничивается стоимостью унаследованного им имущества. При недостаточности этого имущества гражданско-правовое обязательство наследника подлежит прекращению невозможностью исполнения полностью или в недостающей части.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. При этом в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).
Отметим, что со смертью должника прекращаются лишь те обязательства, исполнение которых не может быть произведено без его личного участия, либо обязательства, иным образом неразрывно связанные с личностью должника (ст.ст. 383, 418, 1112 ГК РФ). Денежные обязательства заемщика, вытекающие из кредитного договора, носят имущественный характер, то есть не связаны с личностью заемщика, поэтому с его смертью не прекращаются.
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" лицо, приобретшее заложенное по договору об ипотеке имущество, в том числе в порядке наследования, становится на место залогодателя и несет все обязанности последнего по договору об ипотеке, включая и те, которые не были выполнены первоначальным залогодателем надлежащим образом. То есть в состав задолженности включаются и сумма основного долга по обеспеченному ипотекой обязательству, и проценты по нему. На это обращено внимание в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление N 9). При этом закон не связывает момент возникновения обязательства наследника по долгам наследодателя ни с наступлением срока исполнения обязательств наследодателя, ни со временем их выявления и с осведомленностью о них наследников при принятии наследства (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 25.08.2014 по делу N 33-2903, решение Советского районного суда г. Владивостока от 12.09.2013 по делу N 2-2165/13).
Таким образом, при подсчете размера задолженности кредитор вправе учитывать сумму основного долга и проценты по нему в соответствии с условиями заключенного с умершим заемщиком договора.
2. Согласно ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества. До принятия наследства требования кредиторов могут быть предъявлены к наследственному имуществу (п. 6 Постановления N 9). Наследник должника, при условии принятия им наследства, становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Из приведенной нормы следует, что отвечать по долгам наследодателя должны не все наследники умершего, а лишь те из них, которые приняли наследство любым из предусмотренных в ст. 1153 ГК РФ способов. Если наследников несколько, то они отвечают перед кредитором солидарно (ст. 323 ГК РФ). Ответственность же наследников ограничивается лишь стоимостью перешедшего к ним имущества.
Стоимость наследственного имущества, пределами которой ограничена ответственность наследника по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом (п. 61 Постановления N 9). При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению и обязательства по долгам наследодателя прекращаются на основании п. 1 ст. 416 ГК РФ невозможностью исполнения полностью или в недостающей части (п. 60 Постановления N 9).
В этой связи смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Челябинского областного суда от 10.02.2014 по делу N 11-216/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14.08.2014 по делу N 33-10405/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 15.04.2014 по делу N 33-2224, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 13.05.2014 (Извлечение), апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 03.06.2014 по делу N 33-7539/2014, определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.01.2014 по делу N 33-280/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 15.12.2014 по делу N 33-25489/2014.
Таким образом, наследник, принявший наследство, в долговом обязательстве занимает место должника и отвечает перед кредитором в полном объеме. Однако его ответственность не может превышать стоимость унаследованного им имущества. При недостаточности этого имущества гражданско-правовое обязательство наследника подлежит прекращению невозможностью исполнения полностью или в недостающей части.