четверг, 26 сентября 2019 г.

В каком размере нужно производить удержания

В июле 2018 года сотрудник написал заявление на удержание из заработной платы алиментов в пользу своих троих несовершеннолетних детей в размере 70%, предоставив решение суда от декабря 2004 года, в котором установлено удержание 1/2 части всех видов заработка на двоих детей. С июля 2018 года ежемесячно производится удержание алиментов. В июне 2019 года поступило постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, в котором указано удержание задолженности по кредитным платежам (кроме ипотеки) - 20% дохода должника. Как правильно поступить в данной ситуации? В каком размере нужно производить удержания: по заявлению работника - 70% или по решению суда - 50%? Можно ли удерживать по исполнительному листу еще 20%?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В данной ситуации размер удержаний из заработной платы работника не может превышать 50%. Удержания из заработной платы по второму исполнительному документу (взыскание задолженности по кредитным платежам) не производятся до момента, когда взыскание алиментов прекратится полностью или их размер будет снижен.

Удержание по просьбе работника 20% заработной платы сверх 50%, предусмотренных исполнительным документом, работодатель, на наш взгляд, производить не вправе.

Обоснование вывода:

Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 137 ТК РФ). В соответствии со ст. 109 Семейного кодекса РФ на работодателя возложена обязанность по удержанию алиментов с работника. Удержание производится в том числе на основании судебного акта, являющегося исполнительным документом (ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ)). Статья 98 Закона N 229-ФЗ устанавливает обязанность работодателя со дня получения исполнительного документа ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лица, обязанного их выплачивать, в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Исходя из буквального толкования данной статьи необходимо заключить, что обязанность работодателя по удержанию алиментов из заработной платы возникает только с момента получения им судебного решения (в данном случае - с июля 2018 года) вне зависимости от того, какая дата начала удержаний в нем указана. Таким образом, начиная с июля 2018 года работодатель обязан был удерживать с работника алименты в размере 1/2 заработка*(1).

Согласно ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником, во всяком случае, должно быть сохранено 50% заработной платы. Однако, например, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей размер удержаний из заработной платы не может превышать 70%. Аналогичная норма содержится и в ст. 99 Закона N 229-ФЗ. При этом 70% - это максимальный размер удержаний только по конкретным названным в законе основаниям. Если удержания алиментов составляют менее 70% заработной платы, нельзя в оставшейся до этого размера части производить остальные удержания (смотрите письмо Роструда от 30.05.2012 N ПГ/3890-6-1). Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что при наличии нескольких исполнительных документов, один из которых связан со взысканием алиментов на детей, 70%-ное ограничение удержаний из заработной платы работника применяется только к этому документу. Для удержаний по исполнительному документу, связанному с взысканием задолженности по кредиту, действует 50%-ное ограничение размера удержаний.

Если с работника производятся удержания одновременно по нескольким исполнительным документам, нужно учитывать очередность удовлетворения требований, установленную ст. 111 Закона N 229-ФЗ. Поскольку требование о взыскании задолженности по кредиту отнесено к требованиям четвертой очереди, удержание по второму исполнительному документу не производится до момента, когда взыскание алиментов (требование первой очереди) прекратится полностью, или их размер будет снижен. Например, если один из детей достигнет совершеннолетия и размер взыскиваемых алиментов пропорционально снизится, следует начать производить удержание из заработной платы по второму исполнительному документу, но так, чтобы общий размер удержаний не превышал 50% заработной платы работника (ст. 138 ТК РФ).

Относительно возможности удержания с работника большей суммы по его заявлению отметим следующее. На наш взгляд, заявление работника само по себе не позволяет работодателю производить удержания каких-либо сумм из заработной платы работника, если соответствующая возможность не предусмотрена законом (смотрите п. 1 ст. 8 Конвенции международной организации труда от 01.07.1949 N 95, ст. 137 ТК РФ, а также, например, п. 3 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", письмо Федеральной службы по труду и занятости от 18.07.2012 ПГ/5089-6-1, письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.10.2018 N 14-1/ООГ-8448).

Существует и иная позиция, согласно которой работодатель вправе производить любые удержания из заработной платы работника при наличии заявления последнего*(2). Сторонники этой точки зрения утверждают, что трудовое законодательство не содержит ограничений на удержания из заработной платы по заявлению работника. Отмечается также, что подобные отношения имеют гражданско-правовой характер и не являются трудовыми, поэтому ст.ст. 137, 138 ТК РФ на них не распространяются. В судебной практике также встречаются примеры, когда суды высказывают аналогичную позицию*(3). На наш взгляд, при этом упускается из виду, что заработная плата, из которой производятся удержания, является элементом трудовых отношений. И именно в рамках этих отношений законодателем приняты меры к охране заработной платы от различных удержаний.

В силу ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. То обстоятельство, что законодатель допускает исключения из правила о выплате зарплаты непосредственно работнику, не означает, что с согласия работника его заработная плата может быть перечислена любому лицу. Конституционный Суд РФ в определении от 21.04.2005 N 143-О указал, что нормы ст. 136 ТК РФ направлены на создание условий беспрепятственного получения заработной платы лично работником удобным для него способом. Таким образом, по нашему мнению, работодатель не вправе удерживать часть заработной платы работника (за исключением предусмотренных законом случаев) даже по просьбе последнего.

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации работодатель может удержать с работника не более половины причитающейся ему заработной платы. Суммой заработной платы, оставшейся после удержания, работник может распорядиться по своему усмотрению, в том числе направить всю сумму или ее часть на содержание своих несовершеннолетних детей.

*(1) Задолженность работника по алиментным обязательствам, которая образовалась в период до получения исполнительного листа работодателем, должна быть определена судебным приставом-исполнителем (ст. 102 Закона N 229-ФЗ). Такой расчет задолженности по алиментам оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 14 Закона N 229-ФЗ). Поэтому алименты, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, могут быть удержаны из заработной платы работника только на основании отдельного постановления судебного пристава-исполнителя.

*(2) Смотрите, например, статью С.Н. Смирнова "Учет удержаний из заработной платы работников" в журнале "Ваш бюджетный учет", N 3, 4, 5, 6, 7 за март, апрель, май, июнь, июль 2007 г.; статью А.Ю. Буниной "Питание работников" в журнале "Бюджетный учет", N 10 за октябрь 2008 г.; статью И.В. Семиной "Удержание из зарплаты в счет оплаты ЖКУ" в журнале "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5 за май 2010 г.

*(3) Смотрите, например, апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 20.01.2015 N 33-971/2015.

Комментариев нет:

Отправить комментарий