Источник: www.metrinfo.ru,
29.10.2012.
Напомним,
что коллекторские агентства (от англ. collect - собирать, взимать) - фирмы,
которые специализируются на сборе долгов, стали функционировать в нашей стране
сравнительно недавно. Их деятельность заключается в том, чтобы купить долг у кредитора, а затем
вернуть себе эти деньги, работая с должниками. Заработок коллекторов - это
разница между суммой, за которую был куплен долг (она, обычно, меньше
задолженности), и той, что удалось заполучить у должника. Есть практика, когда
коллекторы долгов не покупают, но банк платит им хорошие проценты от
возвращенной суммы.
В
западных странах деятельность коллекторских агентств регламентирована законом,
например, в Австрии закон лимитирует размер комиссии, которую
могут взимать коллекторы за свои услуги, а в США юридически прописаны все
допустимые формы работы коллекторов, включая личную встречу, переписку,
переговоры по телефону. В России деятельность коллекторских агентств пока не
получила строгих правовых рамок.
Поэтому
некоторые российское коллекторы, чтобы скорее получить долги, использовали и
угрозы, и запугивание уголовной ответственностью, а иногда дело доходило и до
рукоприкладства. Изменить ситуацию должен закон «О деятельности по взысканию
просроченной задолженности физических лиц», его проект разработало
Минэкономразвития РФ. В нем дано базовое определение, что такое коллекторская
деятельность, какими видами работ может заниматься коллекторское агентство. А
также кто такой кредитор и кто - должник, названы основные принципы
коллекторской деятельности и многое другое.
Одно
из главных новшеств законопроекта - существенное послабление в участи должника.
Последний может потребовать от взыскателя, которым может выступать и банк, выдавший кредит, и коллекторское агентство, которое
получило просроченное финансовое обязательство, прекратить с ним личное
общение. Если кредитор или его правопреемник начнет это правило игнорировать,
то должник может обратиться с жалобой в суд. Единственное, что сможет делать
коллектор – это отправлять сообщения по обычной или электронной почте, а также
слать эсэмэски на мобильный телефон должника.
«Справедлив
ли подобный законопроект?» - с таким вопросом мы
обратились к москвичам.
-
Выяснилось, что подавляющее большинство (90%) участников опроса считают, что
законопроект справедлив;
-
8% респондентов признали его несправедливым;
-
2% затруднились с ответом.
Вместе
с тем закон должен одинаково защищать интересы всех сторон – и кредитора, и
заемщика, и коллектора. Любые перегибы приведут к нежелательным последствиям.
Чрезмерная забота о несостоятельных должниках может привести к тому, что они
перестанут возвращать долги. «Приведет ли такой
законопроект к росту невозвратов долгов по кредиту, по вашему мнению?»
- таков был следующий вопрос, с которым мы обратились к участникам
исследования.
-
В итоге более половины опрошенных москвичей - 55% - заявили, что такой сценарий
полнее возможен;
-
38% респондентов, напротив, уверены, что принятие закона не спровоцирует
невозвратов долгов по кредитам;
-
7% - затруднились с ответом.
Дальше
мы обратились к аудитории, которая верит в эффективность будущего закона о
коллекторах (38%), и попросили объяснить, почему они сделали такие выводы?
Большинство
респондентов в этой группе считает, что ситуация особо не изменится – будет
ли принят новый закон или нет: «законопослушные будут
платить», а «порядочных плательщиков больше, чем аферистов».
К
тому же, по мнению москвичей, люди стали жить более стабильно, поэтому
«в основном берут кредит осознанно и целенаправленно».
Да
и банки, по наблюдениям москвичей, стали действовать с оглядкой и не
кредитуют всех желающих: «банки контролируют черных неплательщиков»; «у
банков теперь свои секреты черных списков».
Неплательщики
же вечны при любых законах и таких людей никак не заставишь платить - тоже
очень популярное мнение в данной группе. Респонденты говорят: "если нечем
отдавать деньги за кредит, никакие законы не помогут"; "те, которые
берут кредит стихийно, заранее знают, что нечем платить".
Москвичи
надеются на то, что с законом будет больше порядка: «будет все предписано»,
«будем менее коррумпированы».
Впрочем,
в группе прозвучали сомнения в том, что закон будет принято вообще, так как
кому-то выгодно, чтобы коллекторы «вытрясали» из людей долги.
Были
и отдельные весьма меткие высказывания, которые стоит привести: «чем больше
законы пугают, тем меньше возвраты»; «должники должны возвращать кредит через
суды по повестке»; «надо наводить порядки сначала в банках».
Москвичам,
которые считают, что новый закон приведет к росту невозвратов долгов по
кредитам (55%), мы задали другой вопрос: «Какие еще
последствия, на ваш взгляд, могут быть у этого законопроекта?» В ответ
люди предположили, что «закон не будет работать».
Итак,
результаты социологического опроса показали, что большинство москвичей (90%)
считает закон, который смог бы упорядочить деятельность коллекторских агентств
и ввести ее в правовое русло, очень актуальным. Они оценили законопроект как
справедливый. Вместе с тем больше половины респондентов (55%) считает, что
принятие закона в предложенном виде приведет к росту невозвратов долгов по
кредиту. То есть, по сути, народ сказал: закон нужен, но вряд ли он сработает
как надо. На первый взгляд мнение парадоксальное, но в принципе – ничего
удивительного. Наши люди не вчера родились и знают, что в России мало принять
хороший закон – надо добиться его исполнения на пользу обществу.
С полной версией статьи можно
ознакомиться, пройдя по ссылке: http://www.metrinfo.ru/news/105361.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий